На главную Советы по моделированию

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Для начинающих моделистов

1) Определение масштаба.
Хорошо когда есть готовая модель-копия – вырезай и клей! А что делать, если ее нет, а есть только чертеж, да еще без масштабной сетки? Тогда нужно переводить из одного масштаба в другой через коэффициент (К).Я это делаю так.
Для расчетов я беру длину корабля по ватерлинии. Все модели корабли я делаю в масштабе 1:200. Например, длина настоящего корабля составляет 118 метров, я ее для масштаба 1:200 делю на 2, получается 59. То есть 59 см – будет длина моей модели по ватерлинии.
На следующем шаге я измеряю длину модели на чертеже в сантиметрах по ватерлинии. Например, получается число 23,6 см (на чертеже длину ВЛ модели измеряем только в см). Теперь осталось подсчитать К. На сколько нужно умножить 23,6 см, чтобы получилось 59 см: 59/23,6=2,5 – это число и есть К.
Теперь можно приступать к изготовлению модели. Замеряем на чертеже любую длину, умножаем ее на К (в нашем случае это 2,5) и получаем реальную длину, ту, которая будет на нашей модели.

2) Плавать или стоять?
Плавать модель будет или стоять на полочке, конечно, решать моделисту…
Но чувство, которое испытывает моделист, когда видит, как его модель-копия плывет по воде, я могу сравнить с теми чувствами, которые испытывают отец и мать, когда видят, как их малыш делает первые шаги…
Поэтому я все свои модели делаю держащимися на воде, т. е. я приклеиваю груз к модели, крашу ее водонепроницаемой краской, НО не ставлю в корпус никакой двигатель, получается, что модель держится на воде, но не плывет. Плавающая модель – это более высокий уровень развития корабела.
Мы начнем с более простого уровня: модель должна держаться на воде. Чтобы модель погрузилась в воду по ВЛ, она должна иметь вес. А откуда ему взяться, ведь готовая модель почти ничего не весит. Справится с этой проблемой нам поможет груз, который и придаст модели нужный вес и «утопит» ее по ВЛ.

3) Как расположить груз?
Чтобы модель хорошо держалась на воде, не переворачивалась и выдерживала качку – нужно, чтобы центр тяжести модели был ниже КВЛ или уровня воды, проще говоря, груз должен располагаться так:

Расположение груза

В качестве груза я использую аккумуляторные свинцовые пластинки, рыболовные грузила (весом по 100 и 150 г), часовые гири и даже старые советские монеты. В общем, всё, что имеет вес. И не малый. Для броненосцев нужно около 1,2 кг груза, а для крейсеров 0,7-0,8 кг. Примерное соотношение: на 1 тонну водоизмещения реального корабля приходится приблизительно 7,4 г груза в модели. Пример: водоизмещение корабля равно 13200 т. посчитаем, сколько нам потребуется груза чтобы «утопить» его по ватерлинию: 4648/7,4=628 грамм. (Есть еще расположение груза в оконечностях. Его удобство в том, что нам потребуется меньше груза, но я его не практикую, т. к. не удобно его располагать (мало места так сказать в трюме) и важна большая точность в расположении – иначе крен!).

Данные цифры расчета весьма приблизительны и не стоит закладывать весь вес сразу. Я закладываю не более 80-90% от расчетного веса. Оставшиеся 10-20% остаются на выравнивание крена (если он возникнет), а также на запас погружения в случае ошибки в расчете.
Ну, и последнее. Важна строгая централизация груза – иначе модель будет иметь крен или на борт, или на корму, или на бак.

4) Леера, леера…
«Ничто так не украшает модель, как леерное ограждение».

И действительно, модель сделанная с леерным ограждением выглядит намного эффектнее, чем модель без него. Изготовление леера требует от моделиста наличия огромного терпения, а также аккуратности.
Я расскажу, как делается картонный леер. Итак, для изготовления леера я использую лист ватмана формата А4. Из него (на всю длину листа) нарезаю полосочки толщиной 0,8 мм с помощью канцелярского ножа. Главное в этой операции, чтобы все полосочки были одинаковой толщины. Затем вырезаю полоску шириной 10 мм, а длинной – длина леерного ограждения (см. рис.)

Изготовление леера

Потом прочерчиваю на ней посередине линию: вверху будет леерное ограждение, а внизу – место которым будем приклеивать леер к палубе модели, ну, или к мостику. В верхней части полоски вырезаю прямоугольнички, остаются выступы – леерные стойки. Теперь к ним приклеиваем полосочки, которые мы вырезали в самом начале, одну строго по верху, а вторую посередине. Мы получили двойной леер.

5) Иллюминаторы.
Я знаю два способа их изготовления. 1. Метод приклеивания. Я вырезаю кружки из картона – будущие иллюминаторы, и приклеиваю их к местам расположения иллюминаторов на корпусе. Данный метод удобен при окрашивании модели. Приклеенные сверху иллюминаторы удобно раскрашивать и делать ровную окружность иллюминатора. 2. Метод прокалывания. В этом методе иллюминатор не приклеивается, а прокалывается отверстие в корпусе Ø 2,5 мм и сзади приклеивается прозрачная пленка. В начале на модели в месте, где должен быть иллюминатор очерчивается окружность, потом по периметру окружности иголочкой прокалываются отверстия, и выдавливается содержимое, края закругляются. Ну, а приклеить бесцветную пленку (Н/р оболочка пачки сигарет) сзади можно хоть с помощью скотча.

Иллюминаторы

6) Как сделать так чтобы башня поворачивалась?
Я не из тех, кто любит, чтобы модель только стояла на полочке и на нее можно было только смотреть и все! Я на своих моделях стремлюсь сделать как можно больше подвижных частей. К таким частям относится и вращение башен, и подъем орудий на определенный угол возвышения.

Рассмотрим, как же получается вращение башен. В палубе вырезается отверстие диаметром на 4-6 мм меньше основания башни. Не стоит стараться вырезать идеально круглое отверстие должны остаться неровными края. Выглядеть это должно примерно так:

Палуба

Затем из картона той же толщины, что и палуба вырезается круг, который на 1мм в диаметре превышает вырезанное в палубе отверстие. После этого начинается подгонка: вырезанный круг не влезает в отверстие, поэтому мы поочередно отрезаем от него по маленькому кусочку до тех пор, пока он не войдет в отверстие. (Не начинаете дальнейших действий, пока не сделаете настил палубы).

Снизу к кругу приклеиваем картонный крест, а сверху основание башни. Таким образом, у нас получается вращающийся элемент на который впоследствии будет приклеена башня. Чем туже будет вращаться башня, тем лучше. Это создаст ощущение массивности и тяжести башни. А чтоб добиться туготы вращения, нужно было делать неровное отверстие в палубе и подгонять туда круг.

Соединение башни с палубой

8) Дымовая труба.
Вначале я делал дымовые трубы довольно сложным методом. Я вырезал профиль трубы и вставлял через определенные расстояния кружки соответствующие диаметру трубы. А потом поверх наклеивал картон. Но в дальнейшем я от него отказался, так как он был слишком сложным и не давал точности изготовления.

Сейчас я пользуюсь более простым методом. Я черчу на листе трубу, причем сразу провожу линию, отделяющую черные марки над трубой. Затем склеиваю из этого квадратика цилиндр и вставляю в него два кружка, вырезанных из 1 мм картона (они придадут трубе округлый вид), один – у основания трубы, другой – по линии. Труба готова. Более понятно я думаю, показано на рисунке.

Дымовая труба

9) Поворачивающееся перо руля.
Этот вопрос я расскажу на картинках.

Бесшумный

Первая картинка. Это кормовая часть миноносца «Бесшумный». Его особенность в том, что механизм поворота руля у него вынесен на палубу. Этим я и воспользовался.

Цесаревич

Вторая картинка. Здесь изображена корма броненосца «Цесаревич». В данном случае я воспользовался тем, что ось поворота пера руля выходит на палубе почти во флагшток с Андреевским флагом. Поворачиваешь флагшток – поворачивается и перо руля. Но скажу сразу, эта идея не очень удачна, так как из-за малого угла наклона флагштока неудобно поворачивать его.

10) Чтобы дула орудий поднимались.
У башни сделанной по этому методу орудия будут независимо друг от друга подниматься на определенный угол возвышения. Конструкция башни состоит из следующих компонентов: основание, стойка, палец, лафет, дуло, ограничитель…

Конструкция башни

Основание вырезается по контуру башни из картона. На него вместе пунктира приклеивается стойка.

Стойка изготавливается склеиванием нескольких полосок картона. Длина ее равна длине основания, ширина – расстояние между амбразурами, верхняя часть имеет выгнутость по форме крыши башни. Имеет паз под вставку ограничителя и отверстие под вставку пальца.

Палец – это стержень с негладкой поверхностью. Н/р это может быть отрезок круглой деревянной зубочистки. На пальце с двух сторон будут располагаться орудия. Они будут вращаться на нем.

Конструкция башни

Орудие состоит из двух частей: дула и лафета. Дуло для всех 12" и 10" орудий я делаю из деревянных зубочисток подходящего диаметра, т. к. орудия были тогда нарезные, то сверху на зубочистку я наклеиваю полоску тонкой бумаги до тех пор пока она не приобретает нужную толщину. Рассмотрим особенности изготовления лафета

Конструкция лафета

Когда оба орудия склеены и окрашены, мы их надеваем на палец, по одному с каждой стороны.
Ограничитель приклеивается сверху стойки для ограничения перемещения лафета, проще говоря, чтобы дула у вас «не падали».

Возвышение орудий

Далее к основанию приклеивается вертикальная броня башни, крыша и остальные элементы ее.

11) Рассуждения о красках.
Вопрос о том, какой краской окрашивать модель для меня до сих пор остается открытым. От использования алкидных красок я отказался. Они очень удобны в применении: разбавляются водой, ей же легко смываются с кисточки, но при окраске ей картона внешний вид модели портится.
Хорошо зарекомендовали себя нитрокраска. Но окрашивать ей днище модели я бы не посоветовал. После испытания модели в воде часть картона отслоилась и разбухла.
С подводной частью лучше справляется масляная краска. Ее главный минус: долгое время высыхания, особенно долго сохнет масляная краска из тюбиков для художественного рисования.
Последний тип краски, которую я использовал – это эмаль. Большая часть поверхностей моих моделей была окрашена ей. Как я уже сказал, вопрос о выборе краски для меня открыт. И я хотел бы узнать Ваше мнение о том какую краску используете Вы при окраске своих моделей.

Семеняшко Евгений

На главную

Используются технологии uCoz